суббота, 12 марта 2022 г.

1 место на районном этапе Всероссийского конкурса "Без срока давности". Работа учащейся 10 класса Нестеровой Алины, руководитель Матюнина С.Б.

 


МБОУ Костеревская
Матюнина Светлана Бадаловна
1 место
Алина Нестерова
МБОУ КСОШ №2

(Приложение
к приказу МУ «Управление
образования администрации
Петушинского района»
№ 65 от 02.02.2022)


Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений
«Без срока давности»

 

 

Субъект Российской Федерации / Зарубежный участник Конкурса/ Школа МИД

 

 

Город (населенный пункт)

 

Полное название образовательной организации

 

 

 

 

 

Участник Конкурса

 

Фамилия

Нестерова

Имя

Алина

Отчество

Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

Класс (курс) обучения участника:

 

10 класс

 

Тематическое направление:

 

 

Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи

 

 

Жанр сочинения:

Рассказ

 

Тема сочинения:

 

«Свет памяти» Матюнина Михаила Ивановича

 

 Сочинение:

 

        Связь поколений… Созвучие этих слов отзывается в самом сердце. Это переплетение судеб, передача из поколения в поколение духовных ценностей, традиций, семейных историй, принципов и основ воспитания. Невидимая нить между представителями прошлого и будущего должна быть крепкой, чтобы не случилось потери духовной связи и семейных ценностей. Это крайне важно, как мне кажется, для молодого поколения, потому что мы учимся на примере старших, погружаемся в семейные истории, становимся частью чего-то большого. В своей работе я хочу рассказать о неожиданной находке, которая прочно связала меня с прошлым, стала настоящим «светом памяти». Это письма моего прадедушки, написанные им в 30-40 годы 20 века. Они были случайно обнаружены при разборе архива музея школы и переданы нам.

       Письма из прошлого - это уникальный и бесценный дар времени, настоящая семейная реликвия, которую мы бережно храним.  Они связывают потомков с предками, объединяют времена и эпохи, позволяют сделать множество интереснейших открытий. Письма помогли мне узнать новые факты о службе прадедушки и предвоенном времени.

        Матюнин Михаил Иванович родился 2 августа 1916 года. В 1929 году закончил 7 классов в посёлке Костерёво, среднюю школу в Покрове. Поступил в индустриальный техникум Калязина. С октября 1938 года по 15 мая 1941 года служил в Красной Армии. После демобилизации   работал техником по ремонту оборудования на комбинате им. Коминтерна. Пожалуй, это всё, что в общих чертах я знала о прадедушке и его службе. Письма приоткрыли завесу тайны над страницами биографии родного мне человека.

       Изучение писем унесло меня в далёкий 1936 год. Из первого я узнала о непростой жизни студента, который прибыл на учёбу в Калязин. Интересны обращения и обороты речи, использованные в письме родным. Прадедушка рассказывает о бытовых делах, покупке брюк и толстовки.  Далее письма датируются уже 1938 годом, интонация в них меняется. Михаил сообщает, что доехал до Калязина, а дальше идёт на сборный военный пункт. По распределению его назначают наладчиком военного оборудования, но через некоторое время отправляют в Новосибирск, до которого он добирается с сослуживцами в товарных вагонах. Письма 1939 года приходят уже из Юрги. Прадедушка сообщает, что всё чаще проводятся военные учения, не очень хорошо обстоят дела со снабжением и обмундированием, просит прислать ему из дома тёплые носки и рукавицы. В 1940 году Михаил в основном отправляет весточки родным из лагерей под Юргой, рассказывает о том, что копают траншеи, отрабатывают технику прицеливания при стрельбе. В одном из писем этого же года прадедушка говорит, что высылает справку о том, что он служит в РККА, чтобы его близкие получали дополнительно хлеб, а младшему брату советует поступать в военное учебное заведение. И приписывает: «Обо мне не беспокойтесь, старайтесь прожить сами». Эта фраза зацепила меня, я стала изучать исторические справки того времени и выяснила, что был голод, цены резко возросли, а зарплаты не платили. Даже на расстоянии прадедушка пытался поддержать родных. С конца 1940 по май 1943 года писем нет, но 29 мая 1943 года Михаил Иванович сообщил, что у него отпуск по ранению, новости с фронта от брата Николая получает регулярно, а вот от Константина вестей нет.

       Читая письма прадедушки Миши, я отмечала для себя его интонации, слог, вела с ним мысленный диалог. Видела, что в каждом письме он пытается подбодрить своих родных, рассказывая о том, что у него всё хорошо, описывая не только реальные будни красноармейца, но и обыденные вещи. Эти письма стали для меня неожиданным открытием. Я через размашистые и ровные буквы, слова, мысли познавала душу моего родного человека, которого не видела никогда. Это особое ощущение. Кажется, ты читаешь книгу, листая страницы жизни.

     Завершив изучение писем, я поняла, что должна идти дальше. Выяснила, что фронтовой путь Михаила Ивановича начался в октябре 1941 года, когда его призвали в ряды РККА. Вскоре он окончил курсы младших лейтенантов СИБВО, и 3 апреля 1942 года его направили в 48 Армию Западного фронта заместителем командира роты, где он участвовал в боевых действиях до 1 сентября 1942 года. Несмотря на тяжёлую обстановку, страшные и кровопролитные бои, мой прадедушка не терял присутствия духа, умело руководил подопечными, воодушевлял и поддерживал их. С сентября 1942 года по апрель 1943 года деда Миша участвовал в боях на Центральном фронте. Фашистское командование разработало операцию «Цитадель», чтобы улучшить своё положение после поражения под Сталинградом. Местом наступления был избран район Курска. 50 отборных дивизий, около 10 тысяч орудий и миномётов, около 2700 танков и штурмовых орудий, более 2 тысяч самолётов сосредоточил здесь враг. Им противостояли войска двух наших фронтов: Центрального и Воронежского. Курская битва закончилась нашей блестящей победой. После этого Михаил Иванович проходит ускоренные курсы Ленинградского артиллерийского училища, вступает в боевые действия уже командиром роты, получает тяжёлое ранение левой руки и сильную контузию, которая давала о себе знать всю жизнь. Восстановившись после ранения, прадедушка служит до декабря 1945 года. 

         В июне 1952 года прадедушка был снова призван в ряды Советской Армии, служил в инженерных войсках командиром роты, был инженером-мостостроителем.  Михаил Иванович принимал активное участие в строительстве железных дорог на Дальнем Востоке и в Монгольской Народной Республике.

         После очередной демобилизации в августе 1956 года прадедушка вместе с женой и сыном возвращается в Костерёво и поступает на комбинат им. Коминтерна. Работает мастером по ремонту оборудования, инженером-конструктором технологического отдела. В 1979 году уходит на пенсию.

         Огромная преданность Родине всю жизнь вела прадедушку правильной дорогой. За свою верную службу и труд он был награжден медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны II степени», медалью «Ветеран труда».

      Я поняла, что прадедушка Миша отдал Родине всё, что смог: знания, труд, здоровье. Он и его поколение принесли нам мир. И теперь мы, их потомки, обязаны занять достойное место в жизни, свято чтить память своих предков и передавать нашим будущим поколениям эстафету любви к Родине и верного служения народу. Жизнь продолжается. Память жива.

         До слёз трогают слова, обращённые к потомкам, которые я прочла в школьном музее. Мой прадедушка и его товарищи написали:

         «Нас назвали поколением победителей. А мы были обычными людьми. Не для кровавых сражений, не для всемирной славы растили нас матери – для простой и достойной жизни. История предопределила нашу судьбу. Не мы выбирали время, оно выбрало нас.       Нам выпала на долю самая страшная война, какой доселе не знала Земля. Мы сокрушили фашизм, поработивший многие народы и государства. Кто был с нами в те дни, тот знает, что такое счастье. Обопритесь на наши жизни: в них есть опыт одоления. Примите от нас волю к победе, наш праведный гнев и веру в справедливость борьбы. Ваши бои за Родину впереди. Тяжёлую работу по возрождению России никто не сделает за вас. Мы уходим. Помните нас».

         Эти слова, пробирающие до мурашек, я запомню навсегда, буду так же сильно любить Родину, а в будущем воспитывать патриотизм и в своих детях. 

Погрузившись в работу, я многое открыла для себя, узнала, каким человеком был мой прадедушка, как трепетно любил Родину. Особенно приятно мне было услышать, с каким почтением говорят в музее школы о нём, как уважают его.  Мне очень хочется и дальше исследовать дороги его жизни, считаю, это будет очень важным звеном в сохранении памяти и связи поколений.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий